13 сентября 2017

Профессии будущего в фармацевтическом маркетинге

Oxana Kolokolova.jpg

Консультант практики Healthcare marketing рекрутинговой компании Antal
Оксана Колоколова

Более 5 лет я работаю на рынке фармацевтического маркетинга, ежедневно общаясь с маркетологами и анализируя различные источники информации. В этой статье я хочу поделиться с вами моими наблюдениями относительно  тенденций  развития  фарм рынка, а также рассказать о перспективных профессиях в области фармацевтического маркетинга.

IT маркетолог

Персонализированный подход к лечению заболеваний, создание  приложений для пациентов и врачей, использование новейших технологий – все это инструменты, которые уже сегодня используют фармацевтические компании как в России, так и за рубежом.

Поэтому цифровая медицина и внедрение IT технологий – наиболее активно развивающиеся направления фармацевтического маркетинга. Бизнесу нужны сотрудники, разбирающиеся в современных технологиях и умеющие их использовать для продвижения продуктов компании.

Навыки и умения, которые понадобятся эксперту в области IT маркетинга:

  • Экспертиза в области Digital-технологий и мультиканального маркетинга;
  • Программирование ИТ‑решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом;
  • Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия);
  • Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).

Нейромаркетолог

В России это пока очень молодое направление, но за рубежом оно существует и активно развивается уже порядка 10 лет.

Разделяют два типа работы в  нейромаркетинге:

Первый — классические нейрофизиологические исследования, то есть проведение нейрофизиологических экспериментов, расшифровка полученных данных, их интерпретация и составление рекомендаций. По сути, это  классическая исследовательская работа, знакомая маркетологам, только интерпретировать нужно не совсем обычные данные: энцефалографию, айтрекинг или информацию, полученную с биометрических датчиков, о дыхании, кожно-гальванической реакции и так далее.

Второй тип работы нейромаркетологов — это имплементация знаний из нейронаук в те или иные бизнес-процессы. Так, нейромаркетолога можно назвать поведенческим аналитиком, но здесь может быть много точек преломления. Нейромаркетолог может анализировать различные бизнес-процессы или опыт потребителя, искать пути, как можно увеличить качество контакта с потребителем, повысить эффективность этого контакта, как вовлечь больше потребителей.

Примером работы использования инструментов нейромаркетинга в фармацевтическом бизнесе может быть  –  ассоциирование логотипа бренда (цвет, форма, короткое сообщение) с побуждением к  действию, к покупке.

Чтобы стать специалистом в области нейромаркетинга, нужно получить фундаментальное образование в нейрофизиологической сфере — либо биологическое, либо психологическое, либо нейрофизиологическое. Второй путь — стать аналитиком в области гуманитарного нейромаркетинга.

Нейромаркетингу учат в нескольких вузах мира. В России можно пойти на соответствующие курсы в МГУ или МГИМО, где преподают программу в течение года и работают над созданием магистратуры на эту тему.

Медицинский маркетолог

Эксперты прогнозируют развитие данной профессии на российском рынке труда в ближайшие 3-5 лет.

Медицинский маркетолог будет специализироваться на  исследовании рынков в сфере фармакологии, медицинских услуг и медицинского оборудования, разрабатывать маркетинговую политику предприятия или исследовательского центра. Эта профессия давно существует  в мире, однако же, в России является достаточно  новой. Это связывают с тем, что до недавнего времени медицина  была государственной или окологосударственной.

Чтобы стать медицинским маркетологом необходимы следующие профессиональные навыки и умения:

  • Навыки межотраслевой коммуникации (понимание процессов, технологий и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях);
  • Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия);
  • Свободное владение английским языком и знание второго языка, понимание особенностей национального и культурного контекста стран-партнеров и специфики работы в отраслях в других странах;
  • Умение работать с запросами потребителя, клиенториентированный подход;
  • Навыки работы в команде, как с группой, так и с отдельными людьми.

Статья Оксаны Колоколовой для издания "Фармперсонал".

Вернуться