4 сентября 2013

Продажи: Обзор трендов рынка труда – FMCG

Сейчас мы находимся на стадии, когда еще нужно разделять происходящее на рынке FMCG с индустрией рекрутмента в этом направлении.

В первом случае мы наблюдаем замирание. Уже не происходит того, что было в 2008 – 2011 годах. Это напрямую связано с рынком Европы, состояние которого всем известно. Россия в данном случае является крайне важной площадкой – от нее очень большие ожидания. Тем не менее, само «потребление» в стране не растет. Происходит просто переманивание потребителя путем проведения трейд-маркетинговых активностей. И это тупиковый путь. Да, эти акции очень влияют на объём, но и маржинальность при этом страдает.

Плюс к этому, сказалось резкое сокращение традиционной торговли, последовавшее за вышедшими законами. Палатки и другие розничные торговые точки такого плана, делали большую часть своего оборота именно на сигаретах и пиве. За счет того, что канал лишился столь важного ассортимента, многие из них прекратили свое существование, лишив тем самым возможностей и других поставщиков. Естественно, традиционная торговля была быстрым и менее дорогостоящим способом зарабатывания денег, которые в свою очередь необходимо было инвестировать в канал современной торговли для проведения тех самых акций на местах. И сейчас, когда особенно важно привлекать внимание покупателя, это тем более заметно. Получается замкнутый круг. Вероятно, наиболее верным выходом может стать работа с потребителем и его лояльностью к тому или иному бренду с использованием всевозможных ATL-кампаний – уже сейчас примером здесь служат некоторые передовые FMCG-игроки. Это требует гораздо больше времени, чем промо «здесь и сейчас», однако, вероятно даст более стабильный и долгий результат в будущем.

Что касается рынка FMCG-рекрутмента, то здесь спада активности как такового мы не наблюдаем: компании по-прежнему активно набирают сотрудников для достижения амбициозных целей. Тем не менее, на уровне среднего менеджерского состава тенденция «перекупать» сотрудников заметно слабеет – при поиске кандидатов работодатели стараются остаться в рамках бюджета и вероятнее предпочтут потратить дополнительное время на поиск сотрудников, чьи зарплатные ожидания соответствуют планам компании.

Еще более четко, чем ранее, проявляется тренд развития региональных продаж. Это дает возможности тем профессиональным кандидатам, которые из-за отсутствия позиций не могли трудоустроиться здесь. Многие компании-представители FMCG-рынка так же, как и ранее практикуют релокацию сотрудников не только в регионы, но и в заграничные офисы в зависимости от исторического покрытия компании.

В целом, российский рынок все еще является привлекательным, и хотя все основные компании уже здесь присутствуют, мы периодически принимаем участие в запуске всевозможных FMCG-стартапов.

Антон Нариньяни, менеджер департамента рекрутмента в FMCG-секторе, Antal Russia

Вернуться