23 июня 2014

Обзор зарплат в сфере розничной торговли

Экономическое замедление, а также неспокойная внешнеполитическая ситуация оказывают свое влияние на компании, представленные в сегменте розничной торговли. Так например, некоторые иностранные компании приостановили выход на российский рынок, другие некоторое время находились в ожидании, и все же решили двигаться дальше и стартовать. Вместе с тем, крупные западные ритейлеры, которые давно работают в России и знают, что здесь возможно достигать высокого уровня продаж и продолжают развиваться и наращивать свои обороты.

Так же в связи с высокой конкуренцией, некоторые ритейлеры были вынуждены заморозить новые проекты или даже закрыть целые сети.

Последнее время все игроки озабочены вопросами повышения производительности труда и операционной эффективности. В связи с этим многие компании задумываются в том числе и над эффективным управлением недвижимостью, а в частности над оптимизацией расходов на аренду помещений.

В люксовом сегменте не так остро ощущается влияние внешних факторов. Основным трендом в этой сфере уже на протяжении нескольких лет является выход компаний-держателей известных брендов из состава российских дистрибьютеров и открытие собственных офисов. Таким образом, владельцы известных брендов получают возможность полностью контролировать бизнес и непосредственно влиять на улучшение коммерческих показателей. Компании-дистрибьюторы, в некотором смысле, испытывают снижение доходов и теряют привлекательность в качестве работодателей. Все больше кандидатов стремятся работать в иностранных компаниях, в связи с чем прослеживается «миграция» из компаний-дистрибьютеров в недавно открывшиеся представительства известных брендов. По нашим оценкам, количество вакансий на рынке труда в сфере розничной торговли практически не изменилось по сравнению с прошлым годом, как и общий уровень заработных плат.

Премиальный сегмент традиционно более стабильный с точки зрения ротации кадров. Менеджеры в среднем меняют место работы примерно один раз в пять лет, поэтому и вакансий в данном сегменте встречается меньше, чем на рынке масс-маркет, где движение кадров гораздо интенсивнее.

Наибольшим спросом в сегменте масс-маркет пользуются менеджеры по развитию бизнеса, которые отвечают за оптовые продажи и/или франчайзинг, также востребованы специалисты по электронной коммерции, направлению, продолжающему стремительно развиваться. Также розничные сети открывают вакансии менеджеров по развитию в сфере управления недвижимостью. В небольших компаниях на этой должности, как правило, хотят видеть человека, который выполнял бы несколько функций: урегулировал арендные отношения, занимался непосредственно открытием магазина (организация тендеров, работа с подрядчиками, контроль сроков и качества) и иногда даже управлял магазинами.

В связи с открытием собственных представительств компаний-держателей брендов одной из наиболее популярных вакансий в люксовом сегменте остается менеджер бутика.

Офисом в России, преимущественно, но уже не всегда, управляют приглашенные из штаб-квартиры иностранные топ-менеджеры, а операционный контроль и непосредственное руководство розничными точками продаж делегируется российским специалистам как экспертам в общении с конечным потребителем и линейным персоналом. В последнее время все чаще для иностранных ритейлеров очень важным аспектом является наличие практического опыта на российском розничном рынке.

Что касается основных востребованных на рынке компетенций, то международные работодатели в сфере розничной торговли нуждаются в профессионалах, хорошо владеющих английским языком, который является рабочим во многих компаниях. Предпочтение отдается энергичным менеджерам со стабильным профессиональным опытом, логичным карьерным развитием в крупных международных компаниях и готовым к командировкам.

Топ востребованных профессий:

  • Менеджер бутика
  • Менеджер по развитию бизнеса
  • Менеджер по развитию розничной сети
Вернуться