6 декабря 2013

Обзор рынка труда в сфере маркетинга

На сегодняшний день на рынке труда наблюдается cтабильный рост спроса на маркетологов среднего звена. Основной причиной является растущая значимость маркетинг-специалистов в компаниях вне зависимости от сферы их деятельности. Сектор FMCG по-прежнему является наиболее заинтересованным в найме маркетологов. Ведь именно в сфере потребительских товаров маркетинг играет важнейшую роль в привлечении покупателей, поэтому спрос всегда будет высоким. Фармацевтические компании и розничные сети также проявляют особый интерес к представителям данной профессии.

Наиболее привлекательными для работодателей на сегодняшний день являются три категории кандидатов. В первую очередь, это специалисты, занимающиеся продвижением продукта на 360 градусов, люди, имеющие опыт управления альтернативными каналами продаж, и конечно же профессионалы digital маркетинга. В связи с глобальной экономической нестабильностью, темпы роста заработных плат в данной дисциплине снижаются в сравнении. Если в 2012 году зарплаты увеличились на 15-20 %, то в 2013 зарплаты выросли всего на 7% роста по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, факторов, предвещающих понижение интереса к профессионалам этой сферы, мы не отмечаем. «Сейчас практически каждое рекрутинговое агентство, если оно не профильное, осуществляет поиск кандидатов в области маркетинга, выделяя его в отдельную дисциплину.

На фоне других агентств нас отличает соответствие требованиям и гибкость в условиях крайне динамичного рынка. Отдельные проектные команды работают над самыми востребованными позициями, даже если они сложные и профильные; такие как Market Research и Category Management» – отмечает менеджер маркетинговой практики Ани Аристакесян. Бренд менеджер Из-за высокой текучести кадров и постоянного возникновения новых брендов наиболее востребованным специалистом является именно бренд менеджер. В табачной и алкогольной сферах в целом более высокие заработные платы, чем в классическом FMCG. Этот факт является логичным результатом более высоких требований к кандидатам. В условиях особых законодательных ограничений высокая заработная плата может служить дополнительным мотиватором для более талантливых маркетологов продолжать развивать бренд компании и оставаться в ней как можно дольше.

Кроме того высокая заработная плата является следствием более высоких требований к кандидатам в указанных сферах (например, развитые навыки digital-продвижения и опыт работы в HoReCa). Следует отметить в последнее время произошел сильный отток профессионалов трейд- и бренд маркетинга из табачной сферы в алкогольную из-за усиления ограничений в законодательстве. В последнее время также участились переходы специалистов из классического FMCG в другие сектора, а именно бытовую технику и B2B. Такие кандидаты будут востребованы почти в любой сфере, так как в их арсенале широкий набор разнообразных инструментов, и они вовлечены в большое количество проектов.

Менеджер по торговому маркетингу Сегодня компании стремятся иметь в штате хотя бы одного сотрудника, ответственного за торговый маркетинг. Основными требованиями на позицию трейд маркетинг менеджера можно выделить опыт работы от 3 лет в западной, либо в крупной российской компаниях, опыт успешно выполненных проектов, повлиявших на рост продаж, а также умение разбираться в рекламных материалах, работать с бюджетом и продумывать грамотные мотивационные программы. В России направление торгового маркетинга появилось сравнительно недавно, поэтому позиции обычно занимают представители смежных специальностей. Как и в бренд маркетинге, наблюдаются частые переходы специалистов трейд маркетинга из FMCG в другие индустрии. Наиболее привлекательными секторами для кандидатов: розничная торговля в сфере моды, бытовая техника, start-up проекты.

Менеджер по маркетинговым исследованиям Одно из самых молодых, но динамично развивающихся направлений. Интерес компаний к специалистам данного профиля интенсивно растет, несмотря на то, что Market Research все еще является достаточно узкопрофильной специализацией. На позицию специалистов компании привлекают, как правило, работников со стороны маркетинговых агентств и уже внутри компании развивают их до уровня менеджеров.

Исследования этого года показали, что наиболее востребованными данные специалисты были в табачном секторе. Опыт работы в крупных FMCG компаниях здесь будет предпочтительнее, нежели профильное или экономическое образование кандидатов. Менеджер по цифровому маркетингу Все большее количество специалистов цифрового маркетинга по-прежнему работает на агентской стороне. Компании предпочитают не выделять отдельного сотрудника на подобные задачи, и частично включают их в обязанности бренд-менеджера, а также прибегают к помощи маркетинговых агентств. Это объясняется тем, что цифровой маркетинг существует в России около десяти лет и является самым молодым в дисциплине. Тем не менее, стремление клиентов открывать подобные позиции внутри компании набирает обороты – это наиболее выгодное и эффективное решение с точки зрения финансов и продуктивности. Денежные компенсации зависят от готовности компанией выделить digital специалиста в отдельную штатную единицу, а также опыта самого кандидата.

Вернуться