30 января 2019

Кайдзен – способ увеличить вовлеченность персонала и сэкономить

Кайдзен – это японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. Другими словами, это постоянное улучшение.

Кто-то использует японский термин «кайдзен», кто-то называет это системой рацпредложений, кто-то просто устраивает конкурс на лучшую идею по оптимизации бизнес-процессов, но суть от этого не меняется – правильно внедренные рацпредложения сотрудников могут принести ощутимую пользу компании, сэкономив средства и одновременно увеличив вовлеченность персонала.

Один из примеров, как это может работать на практике, мне привел на собеседовании менеджер, который занимался внедрением системы рацпредложений. В его компании конкурс на лучшее предложение выиграла… уборщица. Она обратила внимание, что один из магазинов компании первые два часа после открытия всегда пустует, зато вечером там стабильно собираются очереди, и наплыв людей не заканчивается до самого закрытия. Она предложила изменить время работы магазина на два часа, что сразу же положительно отразилось на объемах продаж.

Система рацпредложений хороша тем, что дает возможность высказаться всем сотрудникам, и помогает компании развиваться и находить нестандартные решения. Порой менеджмент может пропустить какую-то важную деталь, которую сможет заметить кто-то другой, при взгляде на рабочий процесс со своей точки зрения. Внедрение свежих идей способствует росту бизнеса, а в сегодняшней ситуации важна любая возможность, помогающая укрепить позиции компании на рынке или сократить расходы.

Нельзя отрицать и пользу системы рацпредложений для мотивации и увеличения вовлеченности персонала. Конечно, материальная составляющая тоже важна, но для многих сотрудников не менее значимо и признание в компании.

Запуская инициативу по сбору рацпредложений важно понимать, что и как вы будете делать с присланными идеями. Основные ошибки, которые допускают компании при внедрении системы рацпредложений – это отсутствие обратной связи и «потеря» идей.

Нередко руководство объявляет подобные конкурсы, а потом игнорирует идеи сотрудников, не успевает их рассматривать и давать ответ. Важно изучить все предложения с должным вниманием и поощрять инициативу. Иначе участник, не получивший никакой обратной связи, в следующий раз вряд ли захочет обращаться к руководству с новыми идеями. Важно заранее продумать систему обработки, хранения, оценки и контроля внедрения предложений, чтобы получить от процесса максимальную отдачу. Возможно, сейчас присланное предложение не актуально, но оно может быть полезно в будущем.

Помимо очевидной коммерческой выгоды, которую принесут идеи сотрудников, компания выигрывает от внедрения рацпредложения и с точки зрения мотивации персонала. Организация, которая прислушивается к идеям сотрудников, поощряет их инициативу и внедряет инновационные решения, смотрится на рынке труда более привлекательно. А сэкономленные за счет рацпредложения средства могут быть вложены как в развитие сотрудников, так и в развитие самой компании, что в любом случае положительно отразится на бизнесе в целом.

Вернуться